Версия сайта для слабовидящих

Поветский Александр Борисович



И ФИЗИК, И ЛИРИК

 Александр Борисович Поветский поступил на работу в школу № 8 в 1955 году. Обширные познания в области физики, а также в области науки, техники, искусства (круг интересов его широк), такт, общительность, остроумие по отношению к ученикам, сразу помогли ему вписаться в по-настоящему замечательный, талантливый школьный коллектив.

Он всегда был окружён значительной группой энтузиастов, влюблённых в физику, в технику и в своего учителя. Уроки Поветского были чужды шаблона. Каждый урок  имел своё творческое решение. Под руководством Александра Борисовича учащиеся автоматизировали кабинет физики, где открываются и закрываются двери, включается и выключается свет, затемнение на окнах, смонтировали школьный радиоузел, автомат для подачи звонков с программным устройством, оборудовали кинокласс. По субботам под руководством Поветского работал школьный клуб "Хочу всё знать". Следует отметить, что, умело развивая самостоятельность и инициативу своих подопечных, Александр Борисович во всех начинаниях отводил себе только роль  консультанта, а работу от начала и до конца осуществляли сами дети.

Трудно найти в школе в школе такой уголок, где он не оставил бы частичку своего таланта, своей души.

Его способности и интересы были разносторонни: он замечательный физик, но в то же время и прекрасный лирик. Он понимает и любит музыку, живопись, хорошо рисует. Кроме того, обладает несомненными организаторскими способностями.

Из воспоминаний В.И.Порядковой: "Александра Борисовича я знаю с детских лет, так как мы жили по соседству. В детстве мы, дети, звали его Алик. В связи с тем, что на нашей улице Советской ( "на горе") не было мальчиков его возраста, ему пришлось дружить с нами. Алик был душой нашей компании. Он умел увлечь нас своими рассказами и детским творчеством. Читать он начал рано, когда мы ещё не знали даже букв. В основном мы приходили к нему, и он читал нам сказки, рассказывал небылицы и "страшилки". До чего же он интересно рассказывал! И каждый день он что-то новое читал. кроме того, он был настолько увлечён творчеством, что мы, дети, всегда восхищались. При нас он никогда не показывал, как делаются те или иные игрушки. Мы к нему приходили на другой день, а  у него уже новая игрушка, вырезанная из фанеры, картона и уже раскрашенная. Не просто игрушка, она выполняла какие-то движения, дёрнув за нитку или за шнур. Когда началась война, его любимыми игрушками стали солдаты, танки, самолёты.

Шли годы, мы все пошли в школу. Алик учился в Карабихинской начальной школе, а мы, девочки, почему-то в школе №2 (её называли "бывшая церковь"). Учёба ему давалась легко, так как он уже хорошо читал и считал. А мы бегали к нему за помощью. Помню, он заразительно смеялся, что мы не знали "азов" и не могли решить простейшие задачи или примеры. И у него хватало терпения нам объяснять. Он с детства был учитель.

Самым большим событием были новогодние дни и "святки". Первыми гостями на новогодней ёлке в доме Алика были мы, его друзья. Время было голодное (война и послевоенное время), и его родители были обычные люди. Не только наряженная ёлка нас восхищала, но и те сладости - подарки, которые вручал каждому гостю сам Алик. На ёлке мигали разноцветные лампочки, а сама она крутилась. Такую красоту мы могли увидеть только у Алика! Всё было сделано его собственными руками. Уже в то время он выписывал всевозможные журналы по детскому творчеству (по-моему, один из них назывался "Умелые руки"). Творил он всегда заранее. Например, подходит праздник Святки, а он такого напридумывает! Мы были только исполнителями его идей и замыслов. перед тем, как воплотить в жизнь своё творчество, он собирал нас, рассказывал нам о своей затее и распределял нам обязанности, а мы их строго выполняли. Раньше гора, что у милиции была крутая, а вдоль дороги росли высокие деревья. Когда рабочие с завода поднимались в гору ночью, перед ними вставал чёрт с горящими глазами и двигался на них. Или с деревьев слетали птицы с громадными крыльями, светящимися глазами и большим клювом. Конечно, рабочие разбегались в стороны, а мы смеялись. Чем Алик становился старше, тем интереснее проходили Святки. Мы очень дорожили его дружбой. До сего времени я не могу забыть Алика, подарившего нам такое яркое детство.

Когда он стал учиться в старших классах, к нему стали тянуться его сверстники. Мы для него были уже не интересны, но продолжали поддерживать отношения, в основном, обращались за помощью в выполнении домашних заданий.

Уехав учиться, я лично, по приезде в отпуск, сразу навещала Алика. Это были интересные встречи. Мы вспоминали детство, он рассказывал об учёбе в институте, о жизни вообще. Однажды он пригласил меня на свой урок физики. Я уже была зрелым человеком, сама преподавала. Это был не урок, а сказка. Ничего подобного я даже не слышала. Дети сидели как заворожённые. Весь материал был подкреплён примерами. Поразил меня и кабинет. Автоматика работала наглядно, кабинет был насыщен действующими приборами. Я поняла, что учиться у такого преподавателя очень интересно, увидела, как к нему тянутся школьники.

Я благодарю судьбу, что она свела меня с таким интересным, замечательным человеком, преподавателем, творцом - Александром Борисовичем Поветским".

Из материалов школьного архива