Версия сайта для слабовидящих

Как всё начиналось



  Уведомлением Инспектора народных училищ Тверской области от 9 ноября 1879 года №303 на имя начальника 6-го участка службы тяги 
было разрешено открыть начальное народное училище при станции Спирово Николаевской железной дороги. 
14 ноября 1879 года в присутствии Инспектора Народных училищ господина Энгельбрехта был совершен молебен по случаю открытия  школы. В училище официально вступило 47 учеников.
        Из протокола Управления Главного общества Российских железных дорог от 20 ноября 1879 года мы видим, что Совет постановил: на поддержку Спировского училища отпустить на 1880 год 500 рублей,  признавая это для себя обязательным и на будущее время. Впоследствии эта сумма была увеличена более чем вдвое.
       Итак, главная цель - открытие начального училища - была достигнута, но за неимением собственного помещения оно разместилось в нанятом доме Леднёва, занимая первый этаж. Очевидно, что такое положение вещей мало удовлетворяло лиц, стоявших во главе училища и заботившихся о его благоустройстве. В дошедшей до нас ведомости о состояния училища за 1887 год сказано: 
"неудобство школьного помещения: темно, холодно, тесно". К тому же число учеников всё время росло (к 1886 году их было уже 64). И вот мы видим извещение от имени попечителя Спировского училища Семёна Андреевича Германа от 19 июня 1886 года:
"Имею честь покорнейше просить Вас пожаловать на общее собрание господ членов Попечительства Спировского училища, имеющее быть завтрашнего числа в 6 часов вечера в помещении училища (дом Леднёва), для обсуждения нижеследующих вопросов:
1. О приобретении дома для училища.
2. Об исправлении парт училища с изменением образца.
3. О присвоении для учеников формы фуражки и пояса из ремня."
       Более никаких документов этого собрания не сохранилось, но, видимо, вопрос о приобретении собственного дома для училища был решён положительно.
        И вот с этого времени судьба школы оказалась связанной со строительством ... лавки Общества потребителей!
В протоколе Совета Управления Главного общества Российских железных дорог от 13 мая  1881 года № 20 ст. 11 мы находим представление господина Директора дороги  
за № 3411 о разрешении отвода земли на станции Спирово "под постройку служащими Главного общества на их средства лавки для продажи предметов первой жизненной необходимости...". 
Но хотя вопрос о доме для лавки возник и получил санкцию на 5 лет ранее дома для училища, он так и замер, не получив самостоятельного осуществления. 
       Лавка обрела для себя помещение лишь только в построенном на предназначавшемся для неё месте училищном доме. Приходится сказать, что люди чувствовали, что "не хлебом единым жив человек".
       22 марта 1888 года бывший в то время попечителем училища С.П.Халецкий, помощник начальника 6-го участка службы тяги, сообщил для сведения начальнику 6 дистанции пути:
"Имею честь препроводить Вам копию протокола Совета об отводе земли на ст. Спирово для постройки лавки общества потребителей, а также уведомить Вас, что в настоящее время приступлено уже к постройке на означенном месте дома для лавки и училища"..
Из договора попечительства , заключённого с подрядчиком Тимофеевым 1 февраля 1888 года на постройку училищного  дома, мы видим, что дом куплен на снос у Смолиной в селе Кружове Песчаницкой волости. Сроком окончания всех работ было назначено 1 июля 1888 г.
       Таким образом, к открытию учебного сезона 1888 года дом был практически готов. В нижнем этаже за арендную плату училищу разместилась та самая лавка Общества потребителей (она просуществовала до 1893 года). Весь средний этаж заняли классы (учеников было уже 80). В мезонине представилась возможность отвести квартиру старшему учителю И.Т.Белокурову.
       Время шло, жизнь не стояла на месте. Вскоре стал чувствоваться недостаток программы начального училища, и члены Попечительства ставят вопрос о переименовании начального училища в двухклассное. Но этот вопрос, как и вопрос строительства нового училищного  здания (в нём школа размещается и поныне) был разрешён много позже, уже в новом веке...