Версия сайта для слабовидящих

Ефимова Мария Николаевна



ДОБРЫЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

Жизнь удивительного человека, прекрасного педагога, умелого организатора Марии Николаевны Ефимовой необычна. Родилась она в 1903 году в Москве, в семье потомственных железнодорожников. Её дед строил Петербурго-Московскую  железную дорогу, за что был награждён именными часами с надписью на крышке: «Машинисту Масленкову Н.А. от Его Величества Николая II за безупречную службу». Всю жизнь водил поезда по этой железной дороге и её отец.

Но после революции семья Масленковых покинула Москву. И оказалась в Спирове у родственников. Здесь они построили большой двухэтажный дом. Мария, только что закончившая в Москве гимназию, сразу же была в 1920 году призвана на борьбу с неграмотностью в деревню Цирибушево. Работа была трудной. Неграмотные родители часто не понимали того, что их дети должны учиться и не пускали их в школу. Мария ходила по крестьянским домам, убеждая родителей в необходимости обучения детей. И здесь она поняла – учительство станет делом всей её жизни.

С 1932 года Мария Николаевна работает в железнодорожной школе вначале учителем, затем завучем, потом директором. У неё учились сотни выпускников, ставшие известными людьми не только в Спирове. Но она никогда не забывала о начале своего пути, Цирибушевской школе. Узнав, что Серёжа Шестаков не посещает школу по запрету отца, она пошла в Цирибушево и долго убеждала отца, что его сын очень способный, ему нужно учиться. Впоследствии Сергей Шестаков стал профессором Московского университета. Для неё он так и остался одним из любимых учеников.

Железнодорожная школа, в которой Мария Николаевна проработала более тридцати лет, носит имя её ученика, Героя Советского Союза, лётчика-испытателя С.Г.Бровцева.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для всех граждан страны. Мужчины и юноши-учащиеся ушли на фронт. Мария Николаевна была назначена директором школы. На её плечи легли тяжёлые заботы – руководство, преподавание, семья. Но она сумела организовать коллектив учителей, учеников, родителей так, что школа жила, работала, восстанавливалась после бомбёжки. На школьном участке выращивалось всё необходимое для организации бесплатных обедов. Нужно было организовать всех на работу для уборки урожая, постоянно выполняя лозунг «Всё для фронта, всё для победы!». Нужно было и здание школы после бомбёжки восстанавливать, и занятия проводить – они проходили в частных домах. Нужно было заготавливать дрова. Иногда они поступали по железной дороге, и вагоны нужно было разгружать самим. Чаще всего они поступали ночью и вечером. И тогда она по цепочке собирала старшеклассников. А утром учащиеся уже сидели на уроках. И во всех больших и малых делах она стремилась участвовать сама, показывая пример. А из «техники» в школе только лошадь и бык…

И всё же жили интересно. В это время проводилось много спортивных соревнований, в том числе лыжных, среди учителей и учеников.

В результате постоянного напряжения сил и нервов её здоровье пошатнулось, и она была вынуждена оставить пост директора школы. Но и став рядовым учителем, Мария Николаевна не оставалась в стороне от больших и важных дел. Специальность её – учитель биологии. И кроме уроков она продолжала организовывать работу на пришкольном участке, обеспечивая школьную столовую всем необходимым. Урожаи были высокими, и школа на осенних смотрах пришкольных участков всегда занимала первые места. Велась большая исследовательская, опытническая работа.

Победа была праздником всего народа. И в честь этой победы по инициативе Ефимовой перед школой была посажена аллея из тополей (к сожалению, не сохранилась).

Это Мария Николаевна подала идею организовать в школе драматический кружок. Позднее в народе его стали называть школьным театром. Ставили спектакли драматургов-классиков. И по воскресеньям собирался полный школьный зал зрителей, они стояли даже в проходах и коридоре. Таких спектаклей было сыграно немало, и это повышало авторитет школы.

Она очень любила театр, музыку. И когда приезжала в Ленинград и Москву, обязательно посещала театр. Как вспоминают многие, бывавшие в её доме, в комнате не было ничего лишнего: портрет М.Горького, письменный стол со стопкой книг, старенькое немецкое пианино, портрет композитора Моцарта. И много-много фотографий её учеников. Она всегда рассказывала о каждом из них увлечённо и взволнованно, заново переживая те давние времена. Она была очень внимательным и чутким человеком. Могла поддержать в трудную минуту, дать совет, но никогда не навязывала своё мнение собеседнику. И все, кто к ней приходил, находили у неё поддержку и понимание. Это по её совету, во время бесед с мамой Вали Гагановой, было принято решение из-за тяжелого материального положения семьи направить будущую героиню в текстильное училище города Вышнего Волочка. Валя его закончила, была направлена на работу на текстильную фабрику, где и получила мировую известность.

Мария Николаевна ушла на заслуженный отдых в 1960 году. Но часто приходила в школу, помогала молодым учителям. Ей были рады. И когда она заболела, то не осталась одна. Её постоянно навещали бывшие ученики, коллеги по работе, соседи. Ребята, провожая её на пенсию, пересадили из школьного сада, заложенного под её руководством, яблоньку. По воспоминаниям близких, этот подарок растрогал Марию Николаевну. А ухаживать за яблонькой взялся ученик школы Женя Борин.

Все свои положительные качества Мария Николаевна привила и своим детям - Маше и Мише. Маша всю свою жизнь посвятила педагогическому труду, Михаил стал врачом-хирургом.

В 1976 году Мария Николаевна ушла из жизни. Государство высоко оценило труд учительницы, она заслуженно была удостоена двух больших наград - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. А память о ней на нашей земле жива и будет жить.

 

Н.Шубин

Газета "Спировские известия" от 21 декабря 2007 г.