Версия сайта для слабовидящих

Доступная среда



Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.   

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

 

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

 

Материально-техническая база для инвалидов и лиц с ОВЗ

Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам. .Школа оборудована вспомогательными средствами:   имеется тактильные таблички с шрифтом Брайля, официальный сайт имеет версию для слабовидящих. 

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования основная школа

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования начальная школа

 

Наличие специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидам и лицам с ОВЗ

Специально предусмотренные и оборудованные учебные помещения, объекты для проведения практических занятий и объекты спорта отсутствуют.

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов.

Имеется  кабинет где установлена стационарная индукционная система для слабослышащих.

 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание школы -  типовое, предусмотрено наличие пандуса, беспрерывных перил, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлена необходимая помощь и сопровождающее лицо. 

 

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся с ОВЗ школой самостоятельно на основе ФГОС разрабатываются специальные адаптированные образовательные программы, учитывающие особенности развития ребенка.

При наличии справки ЦМПК инвалиды и лица с ОВЗ занимаются в общих классах. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей). Дистанционное обучение детей-инвалидов школа реализует.

Педагоги школы своевременно прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ.

 

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть разработано отдельное меню в соответствии с медицинскими показаниями.

С 1 февраля 2021 года на основании постановления администрации спировского района от 16.12.2020 года № 363-п для обучающихся с ОВЗ организовано двухразовое бесплатное питание. Подробности можно узнать у классных руководителей.

 

Специальные условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Для оказания доврачебной медицинской помощи в здании начальной школы на 1-м этаже оборудован лицензированный медицинский кабинет, который оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

 

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в кабинете информатики, при необходимости будет оказана помощь педагогом или инженером информационного центра школы.

 

Наличие специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ

На компьютерах, за которыми работают обучающиеся, активирована функция Центра специальных возможностей ОС Windows Экранная лупа (встроенное в операционную систему приложение, позволяющее увеличить отдельную часть изображения на мониторе). При необходимости могут быть использованы функции распознавания речи, экранного диктора и т.д.